31 января 1990 года на месте бывшего кафе «Лира» на Пушкинской площади в Москве открылся первый ресторан быстрого питания «McDonald’s» в СССР. Это был настоящий фурор. За первый день ресторан обслужил более 30.000 человек.
В новом московском «Макдональдсе» установили новый мировой рекорд по числу обслуженных посетителей за первый день. Люди начали приезжать к ресторану еще ночью, чтобы занять места в первых рядах перед дверьми.
Как люди узнали об открытии первого «Макдональдса»?
В начале своего пути в России «Макдональдс» не нуждался в рекламе. Людям было интересно все заграничное, что появлялось в стране. С начала 80-х шли разговоры о постройке первого заведения, и вот весной 1988 года в газете написали статью «Макдональдз: быстро, вкусно, недорого», где и рассказали о том, что москвичей ждет открытие первого Мака на территории СССР — это и была своего рода реклама, которая заполонила тысячи людей. Вплоть до самого открытия новости о «Макдональдсе» не переставали транслироваться и печататься в газетах. Все больше и больше людей узнавало о ресторане благодаря этим новостям. Одна из важных статей, которую ждала многая молодежь — приглашение на работу в иностранную сеть на третьей полосе «Московского комсомольца» за 14 ноября 1989 года. Любой мог отправить свою заявку на работу.

Благодаря этой вакансии на работу в газете, люди почувствовали себя еще ближе к иностранной компании, тем самым «Макдональдс» завоевал еще больше сердец людей, которые горели от желания там побывать. И вот 31 января 1990 года состоялось торжественное открытие «Макдональдса» с очередью более чем в 30.000 человек. Никакой обычной рекламы, как мы привыкли видеть по телевизору или на баннерах на улице. СМИ сами разрекламировали открытие Мака так, что владельцам и не требовалось никаких усилий, чтобы привлечь к себе такое огромное количество гостей. А те, кто видел какие-то американские фильмы, то видел в них и американский «McDonald’s», а попробовать или просто увидеть что-то из заграницы — передел мечтаний. Первая «реклама» «Макдональдса» была в виде буклета. В ней рассказывалось о том, как все работает, что есть в заведении и все меню. Буклет немного сложно назвать настоящей рекламой, так как он находился в самом заведении, но все же он хорошо работал в качестве сарафанного радио. Люди забирали буклет с собой, а потом показывали его всем друзьям, хвастаясь, где они побывали.

Рекламировали Мак опять же сами журналисты, показывая его в сводке новостей по телевидению. А каждое открытие новой точки в Москве никогда не оставалось без огромного внимания. СМИ, известные личности и просто обычные люди съезжались, чтобы увидеть первыми новый «Макдональдс». Так на открытии точки на Арбате 3 июля 1993 года приехала Наина Ельцина, чем вызвала огромное внимание и к себе, и к ресторану, пробудив еще больший интерес людей. Открытие новой точки — первые строчки газет и первые минуты эфирного времени на телевидении. С такой рекламой «Макдональдс» жил еще долгие годы. Когда сеть сильно укрепила свои позиции на российском рынке, тогда стали снимать рекламы для телевидения. Один из первых рекламных роликов — реклама Биг Мака с песней о нём в 2002 году, которую слышали почти все. Её помнят и иногда напевают до сих пор, кто застал рекламу в те годы: «Две мясные котлеты гриль, специальный соус, сыр, огурцы, салат и лук, все на булочке с кунжутом. Только так, и это — Биг Мак».
Эта реклама еще долго крутилась в телевизорах.
Такой он, маркетинг и PR 90-х годов. Аплодируем стоя, но во «Вкусно и Точка».
